Зачем маркетингу социальная ответственность?

Однажды, когда я уже около 7 лет была маркетологом и работала в одной очень хорошей компании и очень хорошей команде, мой коллега (почти мой ровесник, со схожими социальными показателями и схожими душевными увлечениями – он к тому времени уже занимался дайвингом, который я открою для себя через 7 лет) совершенно неожиданно – и тем оглушительнее – буквально между обсуждением утренних новостей и планируемых отпусков за чашечкой кофе, вдруг сказал: ВСЕ ЗЛО ОТ ВАС, РЕКЛАМЩИКИ.

Печенька застряла у меня в горле.

В свои 26 уже ясно понимая, что жизнь штука циничная и что определение “счастье – это когда тебя понимают“ придумали не просто так, а потому что понимают тебя как раз очень редко, я все равно совершенно растерялась. Потому что грустно слышать такое мнение о том, чему ты посвящаешь свою жизнь и что считаешь своим вкладом в общество и в целом — создание лучшего мира. А я именно так и считаю.

Коллега мой, конечно же, привел классический пример того, как реклама сигарет побуждает миллионы подростков начать курить и, в конечном счете, приводит их к гибели. Я, к тому времени еще не посмотревшая фильм “Здесь курят”, все же не была сбита с толку этим примером, так как уже пришла к жизненному убеждению о том, что каждый за свою жизнь отвечает сам и обвинять в своих невзгодах рекламу, правительство, родителей и работодателя – мелочно, неумно и главное, непрактично.

Собственно, к чему это я?

Да к тому, что под социально ответственным маркетингом я понимаю не отсутствие рекламы сигарет и алкоголя. Под социальной ответственностью здесь я понимаю в первую очередь предоставление клиенту достоверной информации в полном объеме – при формировании любой информационной компании.

Потому что сегодня в век колоссальной скорости информационного обмена маркетинг или становится социально ответственным, или умирает. И значит, надо говорить правду, только правду и ничего кроме правды, а именно:

  1. Сообщать только достоверную информацию
  2. Сообщать достоверную информацию в полном объеме
  3. Не утаивать информацию

Почему это важно???

1. Теперь уже нельзя (а раньше было можно) безосновательно сказать о том, что у нас есть “уникальное”, лучше всех, дешевле, проще и т.п. – потому что это легко проверить. Потому что почти все (о потребительских товарах точно) можно найти в открытых источниках. Потому что у вас наверняка найдется друг, у которого есть друг (ну возможно, у которого есть еще один друг), но который сам уже использовал продукт или услугу, о которой идет речь и может с достоверностью сказать – как он работает.

2. Сообщаем достоверную информацию в полном объеме. Не говорим “уникальное спец-предложение” или “необыкновенные преимущества”, а говорим конкретно “в течение месяца мы предоставляем скидку 15 процентов на продукт X при условии Y”. Почему? Да потому что мы с уважением относимся к личному времени нашего клиента. Потому что наша задача – рассказать ему, чем мы можем помочь, а уж решение принимает он. И чем легче мы сможем сделать процесс принятия этого решения (избавив его от дополнительных исканий и сэкономив его личное время), тем лучше для всех. Для нас, кстати, тоже – потому что непрофильные клиенты имеют обыкновение отнимать очень много времени, расспрашивая, перезванивая, требуя снова и снова предоставить информацию – и, в конце концов, не покупают.

3. Не сообщаем лишнюю информацию, не даем ложных надежд. Это очень важно – справиться с соблазном пообещать что-то, что немного (конечно же, совсем чуть-чуть) выходит за рамки наших возможностей на сегодняшний день. Функционал продукта, который еще только тестируется. Объемы производства, которые мы с трудом осилим. Обучение чему-то, чему мы еще сами не научились. Почему это важно? Да опять же потому, что это все легко проверить. И если человек, доверившись вам, заплатит за несуществующие преимущества, даже если в этот раз вы получите его деньги, клиента вы потеряете навсегда.

Слава богу, рынок сейчас такой, что на каждый продукт найдется свой покупатель и для каждого покупателя найдется идеальный продукт. Вопрос – помочь им встретиться. Это, конечно же, тоже вопрос маркетинга, но это совсем другая история :)