price-quality ratio

7 способов сэкономить на маркетинге

Всегда ведь хочется платить меньше, а получать больше, правда? Конечно, ведь это естественно.

Первый раз решиться на затраты по маркетингу всегда ужасно сложно – ведь это не производство, не найм толковых сотрудников, которые сидят в офисе и работают, не расходы на транспортировку и хранение товара, это натурально деньги, потраченные на воздух. Однако, если вы уже решились на эти траты, ваше неотъемлемое и законное право – экономить. Но экономить с умом.

Маркетинг – вообще штука нелинейная. Например, если вам оценили стоимость рекламной онлайн-компании в 50 тысяч долларов и пообещали в качестве результата 500 тысяч просмотров и 100 лидов, а у вас есть всего 25 тысяч, которые вы готовы потратить на продвижение, то не стоит ожидать, что в результате вы получите 250 тысяч просмотров и 50 лидов (то есть половину обещанного результата). Например (очень актуально для российского рынка, информационная емкость которого огромна), вы можете просто не достигнуть “критической массы” в охвате целевой аудитории, ваш бюджет растает “как сон, как утренний туман” с нулевым результатом. А можете перепланировать бюджет, поделив его между рекламой и PR и получить отличные статьи в качестве бонуса к рекламным размещениям – и тогда, при грамотном планировании и знании инфраструктуры медиа-рынка, вы можете не только не умалить, а даже превзойти изначальный результат.

Что же самое важное, что позволит оптимизировать затраты на маркетинг и получить на каждый вложенный доллар максимальную отдачу (Return on Marketing Investments, или ROMI). Делимся самым сокровенным :)

1. Планирование на как можно более ранней стадии. Чем четче вы формулируете бизнес-задачи, чем понятнее объясняете, какую пользу приносит ваш продукт, чем лучше можете в простых, понятных терминах описать своего целевого покупателя, тем точнее попадут в цель ваши маркетинговые стрелы. Даже при бесконечном бюджете нельзя объять необъятное, но при самом ограниченном бюджете можно достигнуть четко поставленных целей.

2. Не рассматривайте, пожалуйста, затраты на маркетинг, как затраты на рекламу. Реклама – это, безусловно, сильный инструмент, но, во-первых, он один из самых дорогостоящих. А во-вторых, кроме рекламы существует еще сто и один способов продать продукт, которые могут больше подходить и лучше работать в вашей ситуации. Не поленитесь и посмотрите – какие, возможно, что-то из них вы сможете задействовать сами прямо сейчас.

3. Всегда ставьте четкие и измеряемые задачи для любой маркетинговой активности. Это позволит 1 ) понять самому, чего Вы на самом деле хотите достичь (найти клиентов (сколько человек, на какую сумму сделки?), повысить узнаваемость торговой марки (по сравнению с чем? насколько?), отвлечь конкурентов и тд) 2) донести свою мысль до исполнителя задачи (маркетинговое или event-агентство, журналист, организатор конференции и др) и проконтролировать результат его работы 3) в долгосрочной перспективе это поможет Вам анализировать, что работает лучше, что хуже, и вносить необходимые коррективы в маркетинг-план. Поверьте, делать это на уровне “я чувствую, это была классная компания”, возможно, но малоэффективно, потому что чувства у всех разные, а цифры для всех одинаковые.

4. Выбирайте лучших поставщиков для каждой услуги. Какое счастье, что есть интернет и социальные сети, и с их помощью так легко можно найти любую информацию о компании, запросить и проверить рекомендации коллег и друзей. Запросите эти рекомендации. Не поленитесь и отправьте приглашение на участие в тендере нескольким профильным компаниям (на самом деле, чем больше, тем лучше). Уже по тому, как быстро и кто Вам ответит, каков будет стиль и настроение ответного письма, как поведет себя компания при отказе (большинству вы откажете, но ведь это не значит, что вы никогда больше не будете работать вместе) – вы уже сможете узнать и понять очень многое о том, стоит ли сотрудничать с этой компаний.

5. Всегда комбинируйте рекламу и PR. В вашем подходе к маркетингу, они должны стать неразлучны как Чип и Дейл, как Гена и Чебурашка, как Кржемелик и Вахмурка. Реклама – это когда вы платите за конкретные размещения. PR– это когда вам удалось вызвать интерес к себе со стороны изданий таким образом, что они готовы писать о вас бесплатно. Но циничный мир таков, что один из самых верных способов вызвать интерес к себе – это заплатить за рекламу. Отнеситесь к этому прагматично и всегда договаривайтесь о PR-бонусах с изданием, в котором вы размещаете рекламу.

6. Будет здорово, если ваши сотрудники вместе с вами поймут ценность продвижения компании и ее услуг и внесут свой посильный вклад. Без фанатизма и корпоративного подобострастия, которое всегда вызывает у нормальных людей здоровое отвращение, но в рамках своих простых жизненных интересов. Не нужно делать татуировку на груди с логотипом любимой компании, но можно от души публиковать фото с корпоративных мероприятий в социальных сетях, обсуждать там же новые продукты и подключать к дискуссии коллег и знакомых. Это легко, весело, интересно и бесплатно – если не отвлекает сотрудника от его основных обязанностей.

7. Отдайте наконец маркетинговое планирование в руки профессионалов, займитесь своими делами :) Серьезно. Будет дешевле.